Архив статей об Углекаменске и Казанке
Проза
386 боевых подвигов
В 2010 году исполнилось 65 лет со дня окончания второй мировой войны, самой ожесточенной бойни в истории человечества. Каждый рассказ очевидца-участника этой кровавой мясорубки пробирает до костей. Об одном таком солдате, защитнике нашей России, и не только её, эта история.
Живет в Углекаменске (Северном Сучане) Ивлиев Алексей Федорович. Родился он в 1919 г. в нынешнем Волгограде. В двадцать первом году семья переехала в Пензенскую область, где Ивлиев А.Ф. окончил семь классов Чернозельской школы. Юношей поступил в Сызранский горно-нефтяной техникум.
С четвертого курса по комсомольской путёвке был направлен во Второе Чкаловское военно-летное училище. В мае 1941 г. окончил его в звании сержанта, по летной специальности «штурман». Через месяц, в июле 1941 г., добровольно попросился на фронт. Отправили на свой же аэродром учиться летать ночью на разных типах самолетов.
Зимой 1942 года Алексей с товарищами попадает на фронт, в Четвертую воздушную армию Вершинина. В Саратове получили самолеты ПО-2, или, как их потом называли, «кукурузники». В мирное время применялись они для опыления полей от вредителей и подкормки растений.
Для современной молодежи поясняю. ПО-2 – самолет, тот же мотоцикл «Урал» или современный «Иж-планета», но приделаны крылья, обтянутые перкалем (спецматериал, пропитанный лакокрасочной смесью). Вот и лети, открытый всем ветрам.
Служба началась под Москвой. Летали в основном на разведку и ночью на штурмовку передовых позиций противника. Вооружение на самолетах было слабое: пулемет да несколько бомб под крылом. Но немцы их очень боялись: о том, что над головой смерть, узнавали лишь когда начинали рваться бомбы. Летать приходилось много: на разведку, за ранеными, доставлять боеприпасы, к партизанам. Скорость у ПО-2 малая, но это давало возможность летать низко, маскируясь местностью – даже оврагами выходили в тыл противника. На таком самолете летчик и штурман-стрелок ничем не защищены от огня, и поэтому только мастерство и выучка и спасали. Да еще ненависть к врагу. Вот что рассказал Алексей Федорович о своей первой награде.
Вылетели на задание двумя самолетами. Надо было уничтожить железнодорожный мост через реку Лучесса, что между Оршей и Витебском, чтобы прервать движение составов с живой силой и техникой немцев на этом направлении. Бомбить мосты, в особенности железнодорожные, – дело неблагодарное. Разбил взрывом несколько шпал – тут же их заменили, и движение восстановлено, а попасть в мощные опоры – быки – дело очень сложное.
Задача стояла непростая – вывести мост из строя на как можно больший срок. К самолету подвесили две бомбы ТШ-100 (термитные, шариковые, по 100 килограммов). Маскируясь, зашли на цель со стороны противника.
Первым летел самолет, сбросивший две осветительные бомбы. Сделал он это прямо над целью. Немцы открыли огонь, чтоб сбить висящие «прожектора». Штурман Ивлиев скомандовал летчику лететь над «осветителями». Над мостом сбросил две бомбы. Внизу полыхнуло так, что в самолете обдало жаром. Стало светло как днем, и немцы открыли по ним огонь из всех видов оружия. Конечно, со стороны это зрелище красивое: все небо в облачках от разрывов снарядов, в полосах прожекторов. Это по телевизору смотреть – эффектно. А тогда их самолет от близких разрывов бросало как пушинку. Им же ещё надо было развернуться и пролететь опять под ураганным огнем над мостом, чтобы сфотографировать результаты своей работы. При развороте, после съемки моста, самолет сильно тряхнуло. В правой плоскости крыла образовалась рваная дыра. Осколками ранило штурмана Ивлиева, но они продолжали уходить в свою сторону. Уже почти вырвались из разрывов, как ранило пилота в ногу. Самолет плохо слушался руля. Боялись, чтоб не попало в мотор: тогда – смерть! Они же были над территорией, занятой врагом. Еле-еле перетянули через линию фронта и едва ли не плюхнулись на поле. Им помогли выбраться из израненной машины и отправили в госпиталь, где и нашли их награды, Ивлиеву – орден Красной Звезды под номером 653247.
При том полете летчику и штурману Ивлиеву удалось попасть в опору моста (бык), и два пролета моста упали в реку.
После лечения они снова и снова летали на задания. До конца войны Ивлиев совершил триста восемьдесят шесть боевых вылетов.
Сбить маленький ПО-2 ночью трудно. И все же «хейнкель» выследил их однажды и, обрушив на них всю мощь своих пушек, разнес самолёт в щепки. Пришлось прыгать с парашютом. Благо попали к своим. За разгром военных транспортов в Гданьске (Гдыня) и Штеттине, где им удалось потопить два транспорта, Ивлиев А.Ф. получил две благодарности от Верховного Главнокомандующего. Был представлен к званию Героя Советского Союза. Но награда так и не нашла нашего героя, что лишило его заслуженных льгот как Героя.
Войну Алексей Федорович закончил в Берлине. После войны был переведен на запасной аэродром под Алатырь, откуда вскоре был демобилизован по инвалидности – потере зрения. Зрение Ивлиев «посадил» на войне: при подавлении прожекторов врага, при наступлениях: летчику воспрещалось смотреть вперед – чтобы управляемый им самолет не потерял ориентировку при ослеплении прожекторами, штурман же ведет самолет визуально и должен все видеть, чтобы самолет не сбился с курса. Ивлиев лечился, но зрение восстановилось не полностью. В 1946 году Александр Фёдорович приехал в Партизанск (Сучан) к родителям. Здесь работал на стройке, женился, вырастил детей и восемнадцать лет отработал на шахте №10 «Центральная». В прошлом году оставил своё хобби – резьбу по дереву, которой учил детей в Доме детского творчества и Доме культуры поселка Углекаменск: сдали глаза.
Так воевали наши ветераны войны.
Низкий поклон им.
Комментарии (0)