Выше я уже писал новые сведения о кладбище японских военнопленных в конце ул. Северной Углекаменска. А вот еще более подробная информация на эту тему. Текст составлен мной на основе нескольких устных источников, в том числе и из рассказов некоторых бывших тамошних жителей. Кое-где в деталях, думаю, возможны небольшие неточности, но в целом этой информации вполне можно доверять.
Территория кладбища занимает достаточно обширную площадь. На космоснимке в конце текста я показал пунктиром его примерные границы. Это не значит, что раньше на этом участке были сплошь ряды могил. А это значит, что на этой площади ранее встречались могильные холмики, по крайней мере до сер. 1990-х гг. Но, говорят, при желании некоторые из них можно найти там в лесу и сейчас. На территории кладбища в землю вбито несколько металлических труб диаметром 10 см, которые находятся там в лесу и сейчас. Трубы торчат из земли на 1-1,2 м, их более 4 шт. На конце трубы 3- или 4-значные номера. Трубы стоят не по периметру кладбища, а на самой территории. Предположительно, вбиты для обозначения кладбища на местности.
Кстати, на километровой карте Углекаменска 1981 г. (см. ниже) было обозначено как и нынешнее кладбище (красная стрелка внизу), так и японское в конце ул. Северной (красная стрелка вверху справа).
- Углекаменск на карте 1981 г. (1 см : 1 км)
В 1991 г. восточная часть кладбища была распахана. Там предполагалось раздать земельные участки под дачи от шахты «Северной». Тракторист знал, что пашет по могилам, но все равно выполнил отданное ему распоряжение о вспашке. На возмущение местных жителей по поводу распашки части кладбища внимания никто не обратил… Но в стране начался экономический кризис, и эти участки под дачи оказались никому не нужны. А вообще планировалось разровнять и распахать под дачи всю территорию кладбища. Сами останки, естественно, затронуты не были, но могильные холмики в этой части кладбища сровняли с землей. На космоснимке в конце текста хорошо видна эта распаханная часть – я выделил ее контуром из точек. Сейчас она поросла кустарником (орешником, таволожкой).
Впервые японская делегация приехала на это кладбище в 1993 г. А всего в 1990-х гг. они приезжали 4 года – с 1993 по 1996 гг. Приезжали только летом. Потом ездить перестали, но точно известно, что в этом году в конце августа японцы у стелы в р-не ул. Северной все же были.
В 1993 г., во время первого приезда, японцы установили там каменную стелу (высота без подставки 120 см, в горизонтальном сечении квадратная - 45х45 см). Стела эта там стоит и сейчас, фото ее я приводил выше в теме. Эта стела стоит собственно не в центре кладбища, а на его южной границе, если можно так выразиться – на «входе». Стела закреплена на каменной плите. Эта плита высотой около 0,5 м, и шириной около 1 м. Сверху она в форме квадрата. Первоначально эта плита со стелой стояла просто на поверхности земли, но сейчас за 17 лет она частично ушла в землю. На самой стеле первоначально была блестящая металлическая табличка. На фото стелы видно углубление от этой таблички (15 на 25 см). В верхней части этой таблички был выдавленный в металле круг диаметром около 5 см, который был выкрашен черной краской. А ниже этого круга в металле были выдавлены иероглифы столбиком.
- Рисунок стелы
- Стела в 2009 г.
Приезжавшие тогда в 1993 г. японцы привозили с собой деревянные дощечки шириной около 10 см с иероглифами и втыкали их вокруг этой каменной стелы. Дощечки эти торчали из земли примерно на 50 см. Их было не более 10. А на плиту стелы ставили пенопластовые квадратные миски (примерно 10х10 см) с сахаром, солью, сырым рисом в которые были воткнуты свечки. Также эти японцы натягивали на деревьях рядом со стелой проволоку и на нее вешали разноцветные (синие, красные) веревочки и лоскутки. Надо понимать, что это какие-то японские поминальные обряды.
По поводу дощечек с иероглифами. Выше в этой теме я писал, что в сер. 1960-х гг. поваленные и покосившиеся деревянные столбики (бруски со стороной около 10 см и высотой от земли около 40 см) с иероглифами встречались в леске вдоль трассы Казанка – Хмельницкое в р-не между окончанием ул. Московской в Казанке и бывшей шахтой №27. Я там
выше и космоснимок приводил, где примерно это было. Так вот, думаю, что эти дощечки и бруски с иероглифами японцы ставили на могилы своих умерших. А иероглифы обозначали имя покойного. Очевидно, что эти дощечки с иероглифами они втыкали вокруг стелы на ул. Северной в 1993 г. чисто символически, чтобы обозначить, что здесь в округе есть японские могилы, так как они, скорее всего, знали имена похоронных здесь людей, но не знали кто и где конкретно. Поэтому просто повтыкали дощечки с их именами вокруг стелы и все...
Вскоре после уезда японцев эти дощечки с иероглифами были выдернуты и растащены местными. Табличка со стелы была вырвана для того, чтобы сдать ее на металл, а саму стелу местные варвары пытались повалить, но она лишь наклонилась и стоит так до сих пор. Справедливости ради надо отметить, что варваров хватает везде, а не только у нас. Читал про подобные вещи в других регионах Дальнего Востока России и в Сибири. Там все по одной схеме происходило: в 1990-х гг. приезжали японцы, облагораживали кладбища своих солдат, ставили памятники, а вскоре после их уезда все это быстро разорялось местными жителями.
Теперь небольшое отступление по поводу второго японского кладбища, которое находится на северо-западной окраине Казанки. По имеющимся сведениям в тот район в этом году в августе приезжала большая группа людей азиатской внешности на большом автобусе. Они ходили с колокольчиками и заунывными песнями (на нерусском языке) по перелеску через дорогу от глиняного карьера. Всю эту картину, наблюдали некоторые местные грибники. Надо полагать, что это была делегация из Японии. Тем более, что в августе у японцев отмечается что-то типа нашего родительского дня, когда вспоминают всех умерших. На космоснимке ниже этого абзаца я обозначил пунктиром эту часть леса, где это все происходило. Кстати в том районе нет никаких японских памятников, которые обозначали бы, что здесь было кладбище. Да и могильных холмов там, насколько мне известно, не находят, видимо потому, что они уже заплыли.
- Северо-западная окраина с. Казанка
Выше в теме я приводил часть текста (перевод), где говорилось о лагере «Тудагоу». Так вот в том же источнике – в
этой главе – приводятся данные, когда раньше делегации из Японии приезжали на это японское кладбище в Казанку – в 1996 и 1997 гг.
Цитата из
источника:
7th time (1996)
Nakhotka Group: Vladivostok, Nakhotka, Partizansk, Kazanka (Казанка), Ussuriysk, Kangauz (Кангауз) and another.
…
8th Time (1997)
Primorsky Krai 1: Vladivostok, Suchan, Kazanka, Nakhotka, Artyom, Uglovoe (Угловое) and another.
Но вернемся к японскому кладбищу на ул. Северной.
Как я уже писал, японцы приезжали туда в 1993-1996 гг., но потом ездить перестали. В 1993 и 1994 г. японцы приезжали просто так, совершали какие-то свои обряды и уезжали. Но в 1995 и 1996 гг. они там проводили раскопки. Копали и сами и нанимали для этого местных жителей, которым платили за это деньги. Заплывшие ямы от разрытых могил там встречаются и сейчас. Выкопанные кости и черепа японцы обжигали на кострах, запечатывали в мешки и забирали с собой.
Тут тоже не совсем понятный момент. Насколько мне известно, японцы вывозили в Японию, собственно, не сами кости своих солдат, а сжигали их и увозили к себе на Родину их прах. Тут одно из двух. Либо эти кости, выкопанные на ул. Северной, японцы потом сжигались в другом месте. Либо источник немного путает, и кости не обжигались, а именно сжигались, и в мешки запечатывался уже сожженный прах, а не обоженные кости.
В могилах, кроме костей, находили японские сапоги и шинели, медальоны (или медали?). Нашли также оправу от очков, по некоторым сведениям – позолоченную, хотя, предполагаю, она была просто из желтого металла. Один японец в годах, участвовавший в раскопках, утверждал, что очки эти принадлежали его отцу, который был похоронен здесь. Как он это определил – непонятно.
Один раз приезжали трое японцев: очень пожилой мужчина, пожилая женщина и молодая женщина-переводчица. Пожилой японец даже немного, но плохо, говорил по-русски. Через переводчицу рассказывал кое-кому из местных, что он с товарищами во время пребывания в плену жил здесь в бараках, которые стояли по обеим сторонам дороги в конце ул. Северной. На космоснимке в конце текста я обозначил место, где по словам японца стояли эти бараки. Японец этот говорил, что они работали здесь на шахте (а это шахта №28), а также на шахте №25. Спрашивал, живет ли кто-нибудь здесь на ул. Северной из тех, кто проживал здесь во 2-й пол. 1940-х гг., когда их держали здесь в плену. Но таких не оказалось, так как самые старые жители того района во 2-й пол. 1940-х гг. были еще малыми детьми. Спрашивал, работает ли еще шахта №25. По его словам они работали там тоже. Затем они втроем уехали в р-н этой шахты.
Если предположить, что этот японец попал в плен допустим в возрасте как минимум 20 лет, то в сер. 1990-х гг. ему было не менее 70 лет. Этот же японец утверждал, что вход в уклон шахты №28 находился примерно 100 м восточнее нынешнего д. 30 ул. Северной. Однако, на самом деле засыпанный вход в уклон находится в 250 м на северо-восток от этого д. 30. На космоснимке в конце текста я обозначил, где находится засыпанное устье уклона и место, указанное японцем. Скорее всего, у шахты №28 тогда было 2 выхода. Сейчас, устье уклона шахты №28 – в 250 м на северо-восток от д 30 – засыпано породой, но это все равно достаточно опасное место, т.к. там есть небольшие по диаметру, но глубокие дыры-провалы в земле (что-то типа колодца), в которые можно провалиться. Каких либо террикоников там нет.
Пленные японцы, как я уже упоминал выше в теме, использовались в шахтах на горных работах. Но бурить и палить их не допускали, они только грузили уголь. Так вот в свое время среди старых шахтеров бытовали рассказы, что в некоторых смешанных русско-японских бригадах на шахте №25 практиковалось следующее. Пока русские бурили и палили, японцев, раздетых по пояс, выгоняли на штрек на сквозняк, чтобы они замерзли. Считалось, что когда они замерзнут, то будут лучше работать, чтобы согреться. Якобы такие вещи практиковал в своей бригаде бригадир Сокоров М.Ф., упоминаемый
выше в этой теме. Хотя, возможно, старые шахтеры просто преувеличивали или даже наговаривали на Михаила Филипповича.
Теперь про бараки в начале ул. Северной перед ж.д. линией, в которых тоже содержались японцы. По сведениям из нескольких источников эти бараки стояли не по правой стороне перед переездом через ж.д., как я писал выше в теме, а по левой. А по правой стороне раньше стояли не бараки, а частный дом. Уже примерно в 1960-1970-х гг. этот дом был в ветхом состоянии и в нем жила лишь какая-то одна бабка-кошатница, которая держала около 30-40 кошек. На космоснимке в конце текста указал место перед переездом, где стояли эти бараки.
В конце 1960-х гг. двое юношей того района – С. и еще один – раскапывали могилы японских солдат на ул. Северной. У них было много японских медальонов (медалей?). Они же вытаскивали из могил черепа и, насадив их на палки, пугали ими местных же девушек. Об этом я писал
выше. Эти случаи были неоднократными.
Несколько слов про подобные раскопки на Авангарде. По некоторым сведениям на Авангарде в 1970-х гг. среди подростков и молодежи раскопки могил на японском кладбище, которое находилось в р-не Татарского хутора, были достаточно обычным явлением. Татарский хутор – это часть Авангарда, северо-восточнее основного ядра поселка и отделенная от него лесом. Среди местных бродили слухи, что там в могилах есть ценные вещи, это и побуждало подростков на раскопки. Якобы один 15-летний подросток в одной из могил (предположительно, офицерской) откопал даже катану – японский меч длиной около 1 м и ходил с ней по Авангарду, хвастаясь перед ровесниками. Сам меч был практически без ржавчины, но ножны из дерева, обтянутые кожей, были в очень ветхом состоянии и частично превратились в труху. То, что этот меч существовал – это достоверная информация, так как источник этих сведений сам держал его в руках и ему вполне можно доверять. Но выкопали ли его из японской могилы? А с другой стороны, откуда могла взяться катана в советское время (в сер. 1970-х гг.) в Авангарде у простого подростка? Читал, что в 1945 г. по указу Сталина при сдаче в плен японским офицерам оставляли их холодное оружие, то бишь эти самые мечи. Возможно, кому-то из офицеров каким-то образом удалось сохранить свой меч и в лагере. Но это лишь мое предположение.
- Схема кладбища на ул. Северной