Архив статей об Углекаменске и Казанке
Школа и рынок: кто кого?
Один день в Углекаменской поселковой
В селе школа всегда на виду. В поселке – тоже. Как ни прячется за густыми, давно переросшими школьное здание деревьями, дорогу к ней безошибочно укажет каждый. И вслед посмотрит – зачем это пришлый, заезжий в его родную школу пожаловал? Потому как житель того поселка в большинстве своем или сам через это белое здание прошел, или детей провел, или до сих пор кого из детей-внуков учит.
Это одно. Другое – учителя в сельской или поселковой школе в основном составе своем меняются нечасто. Не редкость, когда учитель всю жизнь свою – от розовой юности до убеленной сединами старости – отдаст вот этой, своей единственной школе. И знает его тогда в поселке и стар, и млад, и становится такой человек частью местной истории.
22-й школе поселка Углекаменск, а именно под ее своды мы сегодня вошли, 39 лет. Год не дотянула до юбилея – что с того? Все едино успела накопить за годы отечественных перетасовок-перестроек историю – не нам ее сейчас шерстить, да и не нужно. Заметим только – это нельзя не заметить – что время в школе глядит на нас глазами учителей – умудренных опытом и в расцвете творческих лет, и молодых, и говорит их устами. Вслушаемся же в эту своеобразную речь времени и попытаемся окунуться в разные его пласты – наши собеседники в этом нам помогут...
«Учитель живет, пока работает. Как только перестал – кончается учитель и кончается человек», – несколько старомодной категоричностью веет от этого утверждения Анастасии Яковлевны Назаренко – одного из опытнейших кадровых преподавателей школы, но вместе с тем и явственной притягательностью прошлого, когда учитель – да и только ли он? – вне своей работы себя не мыслил. Увы – или к счастью – учителя, сформировавшегося в ту не совсем плохую пору, не переделаешь. Али не заработали Вы, Анастасия Яковлевна, за свою 43-летнюю учительскую жизнь себе пенсию, да не такую смехотворную, как сейчас, не заслужили право на покой? Она будет только улыбаться на это: «Какой покой! Да ведь я рядом со школой живу!».
И покоя в учительском сердце нет. Мало того, что приняла на себя груз завуча по младшим классам, так еще взяла и «трудновоспитуемый» пятый – даже учителя сильные и энергичные не обожают этот «прекрасный» возраст, и притом класс до того слабый, что и читать-писать толком ребята не умеют. Милая Анастасия Яковлевна! Вам, видать, и нужен тот предел, на котором собираются в кулак знания, мысли и чувства, снова молодо зажигаются глаза – и начинают твориться педагогические чудеса. Эх, молодым бы, которые быстренько научились пересчитывать свои зарплаты относительно шахтера и энергетика, Ваше бесстрашие! Вот ту, нынче почти вывернутую наизнанку профессиональную гордость, которая умеет измеряться не тем, «кто сколько стоит», а тем, что выходит из его рук! Чтобы свято болело сердце – а каких детей, какой класс я передам своей бывшей ученице Раисе Степановне Солоненко, как-то ей с ними будет – ведь нa них будет стоять моя педагогическая печать? И чтобы занималась нынешняя учительница с этими недоученными, недовоспитанными детьми после уроков – страшно сказать! – бесплатно! Нет, нет, полноте, эдак получается, что автор вообще против рыночных отношений, что сейчас не только не модно, но, кажется, и вовсе вредно... Нет, пусть уж Анастасии Яковлевны будут единичны, уникальны, но пусть они будут! Будут всегда! Иначе воздух сельских, поселковых, городских школ лишится важного, такого прекрасного, такого необходимого ему компонента!
Впрочем, что же это я так, сомнительно, о молодых-то? Ведь учительский потенциал на возраст завязан весьма относительно. Учитель – как и любой профессионал: или он есть, или его нет. И если спросить в той школе, где мы с вами сегодня гостим, есть ли тут достойные молодые учителя, в единодушии ответа можно не сомневаться. Еще бы усомниться, если имя Надежды Ильиничны Бензик отлично выучили учителя не только нашего города, но и края. Чем же знаменита эта углекаменская учительница? Да вот разве что тем, что взяла да и всю себя без остатка посвятила тому, чтобы в старенькой школе небольшого шахтерского поселка (да и не в самой школе – в ее филиале!) сделать такой кабинет труда начальных классов, какого нигде, никогда, ни у кого не было! Простите, Надежда Ильинична, мне эту улыбку. Конечно, что-то подсмотрено в Подъяпольске, что-то подсказали Ваши коллеги, шефы что-то подчерпнуто в литературе, но в результате-то получилось то, чего ни у кого никогда… Потому что когда вкладывается душа – это всегда уникально. А еще важнее – что это не выставка: кабинет работает. Вы работаете. Дети работают. И это вносит мажорную ноту в повседневный оркестр школьной жизни, а в наше не балующее мажором время такая нота особенно бесценна...
Наталья Федоровна Желтова, Нина Андреевна Тупицина, Елена Владимировна Розанова – старшее поколение углекаменских учителей с удовольствием перечисляет пришедших им на смену. Между учительскими поколениями в школе не может и не должно быть разделяющей черты – ведь младшие учились у старших – многие сначала учениками, а потом и учителями. Это тоже милая и трогательная черта старых школ.
А что же наше время ломки всего и вся, а уж бедной школы тысячекрат – как оно прокатилось по старому, белому зданию, как заглянуло в глаза и в сердца, чем отозвалось? Потужим, поразмышляем, присмотримся – на дворе тысяча девятьсот девяносто второй…
В тесненьком кабинете завуча Зои Андреевны Никитюк (в кабинете директора Людмилы Ивановны Куриленко не уединишься – затормошат ежеминутными школьными заботами) – обе хозяйки, Зоя Андреевна и Людмила Ивановна да подошедшие Светлана Александровна Макуха, бывший директор школы, ныне ведет в старших классах английский, и классная в самом старшем выпускном 11-м классе, Раиса Викторовна Царик – молодой, но уже опытный учитель истории и Анастасия Яковлевна Назаренко – она ведь не вчерашний, а сегодняшний день школы! Разговор – о наших детях, о дне сегодняшнем.
– У нас, я считаю, сильный коллектив, – говорит Людмила Ивановна – Сложившийся и стабильный. Это большой плюс. Все мы – патриоты своего поселка, своей школы.
Директор смотрит на коллег, коллеги друг на друга...
– Но дети стали очень тяжелые, – продолжает Зоя Андреевна. – 46 неуспевающих за прошлый год – для других школ это вроде немного. Для нас – много... Поселок пьет. Что бы мы ни сказали о наших шефах-шахтерах – а нам есть что сказать, и мы скажем много хорошего – но поселок пьет. Пьют отцы, пьют старшие братья, пьют мамы. В 7Б классе на 30 человек два «хорошиста». Об отличниках мы забыли. В начальных классах, среди самых маленьких – 16 второгодников. 18 человек собрали в класс выравнивания – когда такое было? А ведь и остальные не тянут... Легче один класс собрать относительно нормальных учеников, а остальные – в выравнивание.
– Нынешнему поколению очень непросто, – вступает в разговор историк Раиса Викторовна. – Такой шквал обрушился противоречивых фактов, сенсаций, разоблачений, что старшие согнулись под этим камнепадом, а молодые стали еще скептичнее, недоверчивее. Эйфория первоначальной гласности прошла, от политики устали. Старшеклассники мало читают газет, смотрят политических программ телевидения, А без вот этой повседневности как сегодня изучать новейшую историю? Учебников нет… Учебные программы по телевидению передавать перестали. Даже в наш городской музей выехать – проблема: трудно с транспортом.
Да, уж кто прежде всего попал под колеса истории так это учителя истории...
Но нам помогают – Людмила Ивановна Куриленко решила поднять настроение, вспомнив шефов. – Шахта нам ни в чем не отказывает. Это уже многолетняя добрая традиция: раньше над школой шефствовало шахтоуправление «Авангард», где тон задавал В.И. Гетун, сейчас эстафету переняла «Северная» во главе с Г.М. Жуковым. Видели, какая школа чистая, ухоженная? Это, конечно, благодаря шефам или, как сейчас модно говорить, «спонсорам». Это ведь только с их помощью мы много лет держим первое место в городе по готовности школы к учебному году. Знаете бригаду строителей под руководством Галины Ивановны Каревой? Наша чистота и красота – дело их рук.
Убедиться в этом нетрудно, школа небольшая, всего два этажа, но действительно, вся сияет чистотой и свежими красками. На стенах столовой, коридоров, классов кудрявятся русские березки, смотрятся в зеркала тихих заводей – будто стены школы вдруг стали прозрачными и к школьным партам вплотную подступила красавица приморская природа. «Работа Виктора Федоровича Войтюка, художника шахты, – поясняют мои провожатые, – ну а в классах и ребята немного помогали».
– Вот это, – распахивают дверь в кабинет, где на столах аппараты в светлых чехольчиках, – наш компьютерный класс. Это уже второй комплект техники, подаренной шахтерами школе – первый оказался неудобным в эксплуатации. Помогли нам и с ремонтом и оборудованием мастерских, выделили деньги на проведение выпускного вечера. Знаете, как обычно в школах – весь год, а то и два, старшеклассники зарабатывают себе деньги на последний бал, на какие-то памятные поездки. У нас дети тоже работают – где им нравится: мальчики могут проходить уроки производительного труда на шахте, девочки, конечно, предпочтут швейную фабрику. На обоих этих производствах им платят сполна, сколько заработали. Валентина Мефодьевна Богдан, директор швейной фабрики «Авангард», считает, что юные работницы-школьницы должны быть заинтересованы в своем труде материально – тогда и дело пойдет.
Спасибо и директору коллективного предприятия «Казанское» Ивану Николаевичу Полуэктову: и в прошлом, и в этом году казанцы обеспечили учителей овощами по государственной цене и семенным материалом, выделили нам прекрасную землю под огороды, вспахали, обработали – и мы собрала хороший урожай.
С золотым октябрьским листиком приходит День учителя. Один из тех праздников, которые ни под каким предлогом не хочется отменять. Потому что каждый из нас должен в этот день, хотя бы мысленно, вернуться в свою школу, коснуться доброй памятью тех, с кем пропутешествовал из класса в класс десять долгих детских лет. А сегодня – сегодня нужно почаще заходить в школу – ведь в ней проживают свою неповторимую школьную жизнь ваш сын, дочь, внуки. Школа сегодня открыта всем ветрам – и леденящему ветру надежды, и менее ощутимому, но пробирающему сквозняку бездуховности, и теплому дыханию помощи, пожатию дружески протянутой луки. Спасибо тем, кто поддерживает школу на крутых виражах сегодняшней экономики. Эти люди сегодня помогают сберечь наше завтра...
«Вести», 03.10.1992
Комментарии (0)