.: Сайт п. Углекаменск и с. Казанка Приморского края :.

Архив статей об Углекаменске и Казанке


Автор: Пушникова Г. | Источник: Утро России | Углекаменск: события | Просмотров: 1652 | Комментов: 0

Юбилею школы №22 поселка Северный Сучан посвящается


«Да, годы летят, словно птицы, летят, и некогда нам оглянуться назад...» И школе, которая почти 40 лет назад отправила нас в самостоятельный полет, исполняется 50 лет... А за той чертой – детство. И каждый, оставивший его далеко позади, рано или поздно осознает, что этот период жизни, как никакой другой, богат особым кругом общения, искренними, товарищескими отношениями, которые отличала яркая неповторимость, непосредственность. Ко всему этому начинает непреодолимо тянуть. Так, что все остальное меркнет, становится совсем неважным. Ты непроизвольно поднимаешь на поверхность информацию, задвинутую в отдаленные уголочки памяти, вспоминаешь забытые в суете последующих лет лица...

С преподавателем химии мы готовили тематический вечер.

Здесь надо сделать небольшое отступление и сказать, что в 60-е годы мы, как все молодые люди во все времена, очень любили потанцевать. А в школе не было принято собираться с целью просто потанцевать. Требовалась идея, материализованная в сюжет тематического вечера. Только при условии достойного воплощения срежиссированного заранее действа в жизнь мы могли и потанцевать после того. Конечно, особую симпатию вызывали те учителя, которые, несмотря на свои семейные дела и проблемы, посвящали нам значительное количество своего свободного времени. Вместе с нами придумывали сценарий, репетировали, а затем осуществляли постановку совместного детища. И поэтому именно их мы вспоминаем наиболее часто и бесконечно благодарны за тот «багаж», который получили от них в период своего личностного становления.

Это не просто замечательные люди, это люди, совершившие гражданский подвиг. Они очень разные. У каждого своя линия жизни. Но так сложилось, что их соединили судьба и шахтерский поселок, называвшийся в те времена Северный Сучан. (Красивое было имя. И пришла же в 70-е годы кому-то в голову идея переименовать его в Углекаменск.) Сначала они были просто коллегами, сельской интеллигенцией, которая в послевоенные годы активно несла культуру и знания в народ. Теперь же, став пенсионерами, они не просто коллеги, а семья близких по духу и устремлениям людей. Большинство коллектива – женщины.

Из мужчин я с детства хорошо знакома с Федором Константиновичем Мартынцовым. Он – первый директор нашей школы. Если о нем коротко, то так: суров, требователен, справедлив. Сейчас мы с улыбкой вспоминаем свои детские проделки, за которые нам, конечно же, попадало. Надо сказать, всех учителей мы уважали. Кого-то просто искренне, всей душою любили, к кому-то относились сдержанно, а вот директора... Перед ним трепетали. Особенно озорники, которые были в школах во все времена. Не могу не отметить, что, разговаривая с Федором Константиновичем сейчас, я порой теряю чувство реальности. И кажется, не прошло так много лет, я все та же школьница...

Мы готовим свой очередной тематический вечер с одной из любимых учительниц Ольгой Семеновной Пивень. Отрабатываем наиболее зрелищные опыты по химии. Моя подруга Людмила Задорожная (ответственная за этот опыт) должна была стукнуть по ложечке так, чтобы реактив, кажется, бертолетова соль, отреагировал на удар подобием взрыва. Она стукнула, но взрыва не последовало. Люся удивленно посмотрела на меня: «Как ты думаешь, в чем дело?» «Наверное, слабо ударила», – предположила я с умным видом. Люси, доверившись этому моему умному виду, повторила удар, да с такой силой... Последовал взрыв с пламенем, искрами, то есть было все, как должно было быть, но... Мы, не получив ожидаемой реакции в первый раз, в момент второго удара пренебрегли правилами безопасности и слишком близко сгрудились вокруг стола. А наша бесстрашная Люси находилась, конечно, ближе всех, и получилось, что собой заслонила всех нас, наблюдавших за ее действиями. Она едва успела закрыть лицо руками, уклоняясь от полыхнувшего огня. Глаза спасла, а вот руки обожгло, и очень сильно.

Наша бедная учительница пережила жуткий стресс, но в тот момент не растерялась, вызвала «неотложку», и моей подруге была своевременно оказана квалифицированная медицинская помощь. Людмила мужественно переносила боль, терпела. Позже Людмила говорила, что повторила удар с удвоенной силой, положившись на мою «уверенную фразу и умную физиономию». А Ольга Семеновна в тот момент вышла в лаборантскую за каким-то реактивом. Надо сказать, что вечер, посвященный ее величеству химии, все-таки состоялся. Правда, строгая школьная цензура удалила из нашего сценария тот злополучный опыт с взрывом.

Были и другие вечера. Да какие! Нашей классной руководительницей была преподаватель английского языка Нина Петровна Телевная. Сценарий вечеров, которые мы проводили с нею, был, конечно же, на английском языке. В один миг мы превращались в леди и джентльменов. Игра интриговала и продолжалась порой после официального вечера, за стенами школы. Но как Нина Петровна учила нас английскому! Много лет спустя по роду своей деятельности мне приходилось переводить много статей, а также общаться с иностранными коллегами на английском языке. Конечно, я занималась дополнительно, пополняла свой словарный запас. Но на вопрос, где меня научили так свободно общаться на английском, я с гордостью отвечаю: «В школе». И это не лукавство – это истина. Исходный багаж знаний мне дала Нина Петровна. Я очень благодарна ей за это.

А как увлекала нас своей любовью к предмету Римма Михайловна Мартынцова, преподаватель географии! Мы – поколение 40-х годов, и нам уже немало лет. Но, встречаясь, всегда вспоминаем ее уроки, ее внеклассную работу с нами. Вечера по краеведению. Туристические походы и соревнования по туризму. А какой замечательный краеведческий музей она организовала! Какие экспонаты в нем были собраны! Формируя музей по крохам, она задействовала всех выпускников, адресами которых располагала, и способных оказать помощь знакомых. (Не могу не посетовать, что с уходом Риммы Михайловны на пенсию музей в школе сначала захирел, а потом и вовсе приказал долго жить).

Часто вспоминается преподаватель математики Николай Пудович Пак. Он не устраивал с нами тематических вечеров, не водил в походы, он просто подводил нас к истокам высшей математики. Не только уверенно, но и виртуозно. Так, пожалуй, я охарактеризовала бы его метод обучения.

А Борис Францевич Василькевич! Он появился в школе незадолго до нашего выпуска. Преподаватель физкультуры. После армии. Молодой, красивый парень с вьющимся и непослушным белокурым чубом, он тут же стал предметом воздыхания для взрослеющей части старшеклассниц. Кто-то видел в нем Есенина, кто-то своего, личного кумира. Но Борис Францевич был просто наэлектризован громадьем планов и новых идей. Увлекал и заводил всех своим безудержным энтузиазмом. Вздохи и ахи не приветствовались. Только общие, интересные дела. Сколько же их было...

Так хочется порой снова оказаться там...

Но время безжалостно. Скорость его движения возрастает пропорционально прожитым годам. Мы уже давно выросли, заматерели, а наши учителя – поколение 20-х и 30-х годов, постарели. Мы знаем, что на их долю выпали все тяготы и лишения, связанные с войной и восстановлением разрушенного хозяйства. Много пережито. Но все перипетии жизненного пути не согнули, не ожесточили их души. Пока трудились, отдавали себя служению Отечеству полностью. Зачастую – в ущерб интересам семьи, детей. Личное у них занимало самые нижние строчки огромного списка того, что планировалось сделать в течение какого-то отрезка времени. В том перечне пальма первенства была отдана всем делам, связанным с работой, школой. Подготовка к урокам, планы, кипы тетрадей для проверки, внеклассная работа, дополнительные занятия с отстающими учениками. В их лексиконе не было таких слов, как репетиторство, почасовая оплата и т.п. Было убеждение, заключающееся в следующем: «Учитель должен не просто донести материал, но сделать так, чтобы ученик его усвоил. Пусть не блестяще, но основательно». Помимо этого была забота о том, чтобы дети не шатались праздно после школы. Кружки, секции, турпоходы, смотры, олимпиады. Подготовка и проведение праздничных мероприятий. (Память до сих пор хранит воспоминания о тех прекрасных новогодних сначала утренниках, а затем и вечерах, которые устраивались в школе. Подобного нигде больше не было.) И это они организовывали самостоятельно. Конечно, не от хорошей жизни приходилось все взваливать на свои плечи, быть по совместительству «и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом». Они жили по принципу: «Если не мы, то кто?». Загруженность работой и домашними, хозяйственными делами была просто колоссальной. Праздное времяпрепровождение было для них чуждым понятием. Постоянно в движении, в работе. Моя мама, Амочкина Наталья Сидоровна, работала в школе №22 с момента ее открытия и до ухода на пенсию. И я не с чужих слов знаю об энтузиазме и величии ТОГО учительского коллектива, который 50 лет назад вдохнул жизнь в новое, только что отстроенное здание школы. В течение многих лет коллектив принимал новичков, которые тут же погружались в уже сформировавшуюся атмосферу устоявшихся традиций.

Конечно, всех вспомнить я не могу. Но особенно яркие личности, увлекавшие нас в мир, где царствовали открытость, дружеская поддержка, порядочность, творческий энтузиазм, забыть просто невозможно. Они давно на пенсии. Я знаю, что они общаются. Стараются, как могут, поддержать друг друга. Все праздники отмечают вместе. Насколько мне стало понятно, как и прежде, главный организатор и режиссер планируемых торжеств – Римма Михайловна Мартынцова. В коллективе она – генератор идей. Если у кого-то день рождения, то поздравления следуют в соответствии с подноготной. Да настолько обыгранной в свете сегодняшнего дня, что просто диву даешься: какие таланты! Есть в коллективе и свой поэт: Тамара Николаевна Климова сочиняет частушки, оды-посвящения. Исполняются группой или соло. Моя мама и Антонина Петровна Попова замечательно читают стихи любимых авторов. Они всегда полны оптимизма и бодрость духа не теряют. На мой вопрос: «Как дела, самочувствие?» мама ответила так: «Когда вы спросите меня, как я живу на склоне лет, отвечу я: «Полна огня, какого не было и нет». В этой фразе они все – поколение учителей, стоявших у истоков рождения школы №22 поселка Северный Сучан. Это – их девиз. И говорят они так не ради красного словца, а, как всегда, искренне и от души. Просто иначе они не умеют.

Глядя на них со стороны и имея достаточный опыт общения с очень разными людьми, я убеждена, что поступки их высоки по устремлениям, чистоте, бескорыстности. Им и всем другим, посвятившим жизнь становлению и развитию Школы, от имени своего поколения я кланяюсь до земли и благодарю за все, что они в свое время сделали для нас. Дай, Господи, им долгие лета во здравии.

Галина Пушникова (Амочкина),
выпускница 1964 года


Выпускники школы

Юрий Орленко – полковник милиции, заместитель начальника УВД Приморского края, погиб в Чечне

Владимир Нагорный – окончил школу с серебряной медалью, председатель крайкома профсоюза работников рыбной промышленности

Александр Овчинников – генерал-майор, служит в г. Владивосток

Владимир Цуприк – кандидат технических наук, руководит управлением департамента администрации Приморского края

Галина Амочкина – кандидат технических наук, ихтиолог

Татьяна Заза – заместитель главы администрации г. Партизанска

«Утро России» №183-184
(3029-3030), 04.12.2003


Комментарии (0)
Ваше имя (не обязательно)

Текст *








Последние 100 альбомов   >>
версия от 2019-08-30
«Наше шахтерское прошлое»
О книге | Скачать (104 Мб)


id 6158 (подпись)
Добавил: Николай
Дата: 07.03.2024
В теме: Новости и слухи (Углекаменск и Казанка)
© 2008-2024 Uglekamensk.ru