Что собой представляли подъемники и бремсберги?
Устроены они в местах пересечения хребтов с крутыми подъемами и спусками, доходящими до 0,22 (это 22 см. высоты по вертикали, на 1 метр по горизонтали). В отличие от всей линии железной дороги, они были не однопутными, а двухпутными с каждой стороны хребта. Т.к. задача железной дороги была именно вывоз угля, то и подъемники на горных перевалах работали только со стороны Сучанского рудника, для подъема на перевал. На другую сторону хребтов для спуска были устроены бремсберги. Различаются они тем, что на перевал груженые вагоны по одному пути затаскивает паровая машина при помощи стального каната, а по другому пути, одновременно опускались порожние, для отправки на Сучанский рудник под погрузку. А вот спуск с перевалов груженых вагонов с углем происходил под собственной тяжестью, одновременно затаскивая на перевал по второму пути пустые вагоны, которые должны были быть легче спускаемых в 3-4 раза. Для того, что бы груженые вагоны не разгонялись при спуске, на перевале было устроено тормозное устройство, которое не позволяло развивать скорость спускаемых вагонов более 2.5 метров в секунду. Места, где были устроены подъемники и бремсберги назывались станциями. Собственно, этим и обусловлено такое большое количество станций на столь коротком участке дороги, всего по горным перевалам проходило 6,32 версты пути (примерно 6,75 км). Для маневрирования вагонов на станциях, а так же для вывода вагонов на бремсберг (т.е. для подачи вагонов под уклон для начала спуска) использовалась маневровая паровая лебедка с бесконечным канатом.
Подъемники (всего 5) между станциями: 1) Сучан – Сучан II (просуществовал до 1912 г.); 2) Фанза – Бархатная; 3) Моленная – Кишмиш; 4) Кишмиш – Тасино; 5) Держанова – Сихотэ-Алинь.
Бремсберги (всего 3): 1) Бархатная - Моленная; 2) Тасино – Тахэ; 3) Сихотэ-Алинь – Кангауз II
Отличить бремсберг от подъемника на фотографиях очень просто (правда для этого фотографии должны быть хорошего качества) На подъемниках, вниз от нижнего вагона, идет натяжной торс для компенсации и измерения натяжения, а так же сглаживания рывков, при подъеме груженых вагонов. Натяжные устройства находились на станциях Сучан, Фанза, Моленная, Кишмиш и Держанова.
Обслуживающий персонал на каждой из станций перевалов, проживал в деревянных жилых домах, площадью 30 кв. сажень
Общий вид на 2-х путевую линию подъемника на одном из перевалов (1912г.)
Общий вид на 2-х путевую линию бремсберга (1918-1922 г.)
Паровая подъемная машина на одной из станций (1908-1909 г.)
Котлы паровой машины (1908-1909 г.) Котлы по заказу фирмы "Артур-Коппель" изготовлены на заводе Рихарда Поле в Риге. Внутренний диаметр котла 1675 мм, рабочее давление 8 атм.
Тормозная машина бремсберга на одной из станций (1908-1909 г.)
Маневровая паровая лебедка на одной из станций (1908-1909 г.)
Крутизна спусков превышала крутизну подъемов, вследствие этого подъем на станцию Тасино был разбит (из-за своей длины и перепада по высоте в более 155 метров) на 2 части, с промежуточной станций Кишмиш, которая не имела бремсберга. Но зато вследствие своей значимости ст. Кишмиш имела запасной паровой котел (станция легко узнается на фотографиях, даже без подписи, по наличию 2х труб).
Станция Кишмиш (1908-1909 г.)
Станция Тасино (1908-1909 г.) Особенностью станции Тасино, было то, что вследствие рельефа местности, пришлось построить 2 отдельных машинных здания: одно для подъемной машины, а второе для тормозной машины бремсберга. На остальных подъемных станциях было общее деревянное машинное здание.