Нижу привожу главу из книги
Василькевич Б.Ф. След и наследие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. - 156 с.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всё началось со школы № 22Директор Федор Константинович Мартынцов и учителя школы №22, куда мне в Сучанском гороно дали направление на работу в качестве преподавателя физической культуры («физрука»), окружили меня такой заботой и вниманием, какие мне и не снилось. Мне предоставили комнату в общежитии. Спортзала в школе не было, и я с учениками занимался на спортивной площадке, а затем в гимнастическом зале Дома культуры им. Ленина. Я считаю, что формирование моего характера и становление всей моей судьбы пошло именно с этой школы. Федор Константинович был заслуженным директором РСФСР. Звание это присвоено ему по праву. Школа имела большое хозяйство – два гектара земли, ферму по разведению кроликов – более 700 голов в урочище «ключ Мульгов» по дороге в поселок Авангард, в последствии получившее название «подсобное хозяйство», а также делянку по заготовке леса и план по заготовке на 50 кубометров древесины. Из техники в хозяйстве имелись автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-бЗ, колесный трактор и две лошади, использовавшиеся при трелевке леса. Школа была построена и сдана в эксплуатацию в 1954 году, удобная, чистая, светлая. Работалось там прекрасно ещё и потому, что там был прекрасный коллектив преподавателей. Многие из них во главе с директором перешли сюда работать из старой восьмилетней школы села Казанка.
- Ф.К. Мартынцов - директор школы №22 пос. Северный Сучан
Селение Казанка, Фроловской волости, Ольгинского уезда основано в 1892 году. К 1907 году проживало всего 412 душ, которые занимались скотоводством и земледелием. Система полеводства однополая, при которой хлеб сеют беспрерывно лет 17. 1 год сеют гречиху, овес или картофель, 2-й и 3-й год – пшеницу, 4-й – овес и гречиху, 5-й – пшеницу и т.д. Часто посевы уничтожаются разливом реки Сица. В 1907году построена 2-классная школа на средства общества с помощью казны, которая обошлась в 3000руб. (Обучалось мальчиков – 29, девочек – 18). Первыми учителями были – заведующий школой Петр Чередников, учительница Мария Чередникова.
Из памятной книжки Приморской области на 1913 год Тогда я не мог понять, почему многие сельские школы в тот период имели такое большое хозяйство? И понял только после недавно просмотренного документального телефильма «Рязанский капкан для Хрущева». Тщетно он пытался догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла ценой героического труда не только колхозников Рязанской области, но и мобилизацией даже школьных ресурсов по сдаче государству мясопродуктов.
Здесь же, в поселке Северный Сучан, позднее переименованном в Углекаменск, в вечерней школе я получил среднее образование. Поступил заочно в Благовещенский педагогический институт на исторический факультет и окончил его в 1971 году. Я учился с удовольствием, увлекался историей, особенно археологическим прошлым Приморья. Меня также очень интересовала история Второй мировой войны и история большевизма в России.
- Мы - молодые
В тот период я увлекся спелеологией, туризмом, проложил новые маршруты и в летнее время работал инструктором по туризму на турбазе «Горные ключи». Маршрут на Малазовские пещеры: в пещеру Белый дворец и Великан был впервые разработан именно мной. Известный спелеолог Ефрем Гаврилович Лешок пригласил меня на открытие пещеры в районе урочища Орёл, которую назвали именем Географического Общества. В школе работала учителем географии жена директора – Римма Михайловна, прекрасный увлеченный учитель, организатор школьного музея. К сожалению, его не удалось сохранить. Римма Михайловна человек исключительно добрый и внимательный, особенно к своим выпускникам и коллегам по работе. Помню, когда я заболел ангиной и лежал с температурой в общежитии, она пришла и забрала меня к себе домой, лечила и отпаивала горячим молоком, пока я не поправился. Благо, что Федор Константинович жену в ее стремлениях поддерживал, а я уважал его как отца. Любые его задания я старался выполнять так, чтобы он меня похвалил. Федор Константинович был честным и порядочным человеком, этому у него можно было учиться безгранично. Он прожил большую и достойную жизнь, дожил до 50-летия родной школы, где мы, «старые учителя», чествовали его в декабре 2004 года. К сожалению, вскоре его не стало. Федору Константиновичу было 86 лет. Его и Риммы Михайловны дети – сын Александр, живет в Молдавии, и дочь Татьяна – во Владивостоке.
О Римме Михайловне и Федоре Константиновиче сохранились самые добрые воспоминания ещё и потому, что они были семейными друзьями семьи Цуприк. С этой семьёй связана, можно сказать, вся история моей «взрослой» жизни.
А как начиналась эта история? И почему я сделал этот выбор?
В году 1963 Римма Михайловна на педагогическом совете произнесла фразу о том, что в поселке Северный Сучан всего две порядочные многодетные семьи – это Цуприки и Монташёвы. Я взял себе на заметку эту информацию. Вскоре школа начала готовиться к 10-летнему юбилею. Римма Михайловна оформляла стенд выпускников, на котором я увидел фотографию Аллы Цуприк – красивой и элегантной девушки, которая только что окончила мединститут и работала по распределению в городе Спасске Приморского края. Я заинтересовался ею, но Римма Михайловна сказала мне, что я «недостоин» этой девушки, еще молод и необразован. Я, собственно, и не претендовал на знакомство, так как в школе был большой выбор среди одиннадцатиклассниц, которым исполнилось по 18 лет.
А мне было 23-24 года. Я знал, что некоторые девочки был и ко мне «неравнодушны», относились не как к учителю, а как к своему сверстнику. Как вспоминает в юбилейной статье газеты «Утро России» Галина Пушникова (Амочкина): «Борис Францевич появился в школе незадолго до нашего выпуска. Преподаватель физкультуры. После армии. Молодой, красивый парень с вьющимся и непослушным белокурым чубом, он тут же стал предметом воздыхания для взрослеющей части старшеклассниц. Кто-то видел в нем Есенина, кто-то своего личного кумира. Но Борис Францевич был просто наэлектризован громадой планов и новых идей, увлекал и заводил своим безудержным энтузиазмом».
- Борис Василькевич, 23 года
Проживая в общежитии шахты №25, я сдружился с Анатолием Заником, который работал на шахте, в свободное время занимался велоспортом, а зимой – конькобежным спортом. И были условия – большой каток на поселковом стадионе напоминал «вавилонское столпотворение». Он начал учить меня этим видам спорта, и кое-каких результатов мы достигли. Однажды Анатолия послали па уборку урожая в Октябрьский район, а там проводились районные велогонки. У всех спортсменов – гоночные или полугоночные велосипеды. Анатолий выступил на дорожном, и к восторгу всех зрителей оказался победителем велогонки. Его наградили гоночным велосипедом «Чемпион».
- Анатолий Заник
Он имел талант художника, любил живопись. Тогда – в 60-е годы – найти масляные краски и колонковые кисти было большой проблемой. Неведомо, как он их доставал. Он любил писать картины на мифические темы, а потом увлекся осенними пейзажами Золотой долины. Подаренная им картина – «Осень в Партизанской долине» – напоминает мне о давно ушедшей молодости. Анатолий, как и все мои близкие друзья, одним из первых получил заграничную визу для работы на торговых судах. Бывал в Юго-Восточной Азии, во Вьетнаме, Камбодже. Первые заграничные «шмотки» я получил в подарок из его рук.
- Борис Василькевич и Анатолий Заник. 1963 г.
Сегодня он живет в Находке, построил коттедж, в котором есть все для продолжения рода и творческой работы. Его жена Тамара, сын Женя (мы договорились назвать своих сыновей Евгениями, что значит в переводе с греческого «благородный») и дочь Дина, окружили Анатолия вниманием и ласковыми внуками.
Итак, как я уже писал, дальнейшая моя судьба рождалась именно в школе, где я работал. Я, действительно, обратил внимание на учеников по фамилии Цуприк. Мне дали классное руководство в 5 классе, где учился Володя Цуприк, любознательный и способный ученик, он привлекал внимание многих учителей. Вскоре я увидел и Галину, которая вместе с девочками 7 класса находилась в пришкольном детском лагере. Хорошо помню, она была одета в какой-то свитер с шахматным рисунком. Галя с 8 класса начала заниматься баскетболом и легкой атлетикой, часто попадалась мне на глаза на уроках физкультуры, на тренировках и соревнованиях.
- Галя Цуприк, ученица 11 класса
Как-то Галина пришла в мою кандейку, где находился спортинвентарь и сказала мне: «Борис Францевич, мне приснился сон, что я вышла замуж за Вас...» «Ну и выйдешь», – ответил ей я. Об этом разговоре мы и забыли и вспомнили лишь спустя годы, когда уже росли наши дети.
Много было у меня неприятностей вокруг нашей с Галей любви. Поэтому поводу даже кто-то писал кляузы в гороно. Но Федор Константинович, наш мудрейший директор, обязанный «реагировать» и следить за моральным обликом», вызвал меня и сказал: «Если любишь и все это серьезно, то я на твоей стороне». Я ответил: «Да». И я, не афишируя, продолжал ухаживания за своей будущей супругой, а когда ей оставалось менее полугода до окончания одиннадцатого класса, и вовсе перебрался из общежития к Цуприкам, конечно, с благословения Галиных родителей. Я никогда не забуду выпуск 10-11-х классов школы №22 в 1965 году. Федор Константинович дал мне задание с пачками поздравительных листовок с вечера выехать на Артемовский аэродром, где меня ждал пожарный самолет ПО-2, с него я должен сбросить листовки над школой в 12 часов дня, когда все выпускники соберутся на школьной площадке для проведения торжественной линейки. Я благополучно добрался до аэродрома и вылетел на этом самолете. Когда сделали первый круг над школой, я видел, как бежали па площадку дети и учителя. Я начал сбрасывать листовки, а заодно заранее заготовленную для Галины Цуприк открытку, привязанную к грузилу. К сожалению, романтический сюрприз попал на территорию школьной уборной, но вездесущие мальчишки нашли открытку и передали адресату. Высадили меня на Сергеевском аэродроме, и я, счастливый через три часа прибыл в родную школу.
А вот и копия листовки, которую я бережно храню все эти годы.
- Листовка
В этом же году, после окончания Галиной 11 класса, мы официально оформили наши отношения. На свадьбу, конечно, были приглашены все члены педагогического коллектива школы, но присутствовали не все. Видимо, некоторым всё же не по душе был наш брак. Но ничто не остановило нас, и по сей день мы живём счастливо. Вскоре у нас родилась дочка Вика – Виктория, названная в знак нашей над всем и вся, что было против нашего союза.
С директором школы №22 Федором Константиновичем Мартынцовым – человеком, радеющим за своих коллег, настолько считались в поселковом совете и в гороно, что в годы его деятельности все молодые учителя получали коммунальные квартиры. Таким образом и я стал владельцем однокомнатной квартиры. Где Вы еще найдете такую школу Приморье?!
Когда я учился на третьем курсе пединститута, мне предоставили возможность преподавать историю в школе. Я был частым гостем на раскопках Шайгинского городища в Партизанском районе, где познакомился с Эрнстом Владимировичем Шавкуновым и Виталием Дмитриевичем Леньковым, с которыми сотрудничал долгие годы.
- Впервые на раскопках - Валерий Хорев, Борис Василькевич с сыном Женей
В школе же оформлял археологическую выставку в кабинете истории, которая стала прообразом будущего музея. По воскресеньям собирались пятиклассники, человек сто пятьдесят, и я вел их на раскопки на желтые пески – первобытную стоянку, где среди камней они искали керамику и каменные орудия труда. Тот, кто находил топоры из кремнистого сланца или наконечник стрелы, получал традиционную банку сгущенки. Когда довольно длительное время ничего не попадалось, у детей начиналась апатия и леность. Заметив это, я стал незаметно подбрасывать им находки из своего арсенала, который предусмотрительно брал собой. После такого прорыва все начинали работать с удвоенной энергией и непременно что-то да находили. А находки пополняли раздел археологии школьного музея.
Находясь в экспедициях, при встрече со старыми жителями я услышал легенду о том, что в районе сопки Орел Партизанского района, на северном ее склоне, есть два небольших горных озера, а между ними – каменный грот. При приближении монгол, чжурчжэни в начале XIII века собрали весь золотой запас и опустили золото в этот грот на цепях. Однажды из газет я узнал, студенты ДВПИ нашли на восточном склоне сопки Орел два озера. Другую легенду мне рассказал пасечник из села Алексеевки Партизанского района в 1966 году. Как-то он возвращался из тайги после удачного поиска корня женьшеня. Неожиданно увидел две нежащие каменные фигуры метра по три со скрещенными руками на груди. Среди каменных глыб он видел ступы, круглые камни, похоже, это были базальтовые ядра. Я поделился информацией с Эрнстом Владимировичем Шавкуновым. Он предположил, что это был вход – «парадная арка» в городище бохайцев и попросил меня проверить эту версию. Я еще раз встретился с этим человеком. Он указал мне направление – от Молчановки по высоковольтным столбам 20-25 км в сторону Лазовского района. Постепенно стала забываться эта история, а спустя несколько лет я узнал, что пасечник, действительно, все это видел, но не хотел показывать верное направление, так как древнее городище находилось в районе его плантации женьшеня.
Именно 22-я школа заложила основы моего творческого формирования, поиска и реализации в жизнь моих твердых убеждений, моей позиции прожить свою жизнь так, чтобы оставить «след», а не только «наследство». Я благодарен учителям этой школы Римме Михайловне Мартынцовой, Людмиле Ивановне Ватутиной, Ольге Петровне Пивень, Нине Петровне Телевной, Раисе Дмитриевне Кофтун, Анастасии Яковлевне Назаренко за добрые отношения и хорошую жизненную «школу», которую я прошел.
Выпускникам – Владимиру Нагорному, Галине Гордейчук, Алесандру Ширманову, Галине Амочкиной, Александру Сехину, Галине Деевой, Александру Монташову, Михаилу Чалову благодарен за то, что они находят время для очередной встречи и не забывают свою родную школу в поселке Северный Сучан.
- Учитель физкультуры Б. Василькевич среди одиннадцатиклассниц
Мои ученики, оставившие след в моей памяти, оказались и в жизни способными и талантливыми людьми, многие из них успешны, работают на высоких должностях.
Владимир Нагорный – окончил школу с серебряной медалью, председатель крайкома профсоюза работников рыбной промышленности. Владимир Цуприк – кандидат технических наук, руководитель управления департамента Администрации Приморского края; Галина Амочкина – кандидат технических наук, ихтиолог. Кстати, Галина посвятила юбилею школы следующие строки:
Сквозь мглу десятилетий и бурных рек поток
Меня учитель встретит и свой начнет урок,
Там все соединяется, там все предметы вряд,
Там бережно хранится все то, что вспомнить рад.
И формулы, и синтаксис, реакции и ток,
И находился хитрый икс, и сочиненье в срок.
Нас школа в Путь отправила, багаж исходный дав.Еще один из выпускников школы №22 – Анатолий Титович Овчинников – генерал-лейтенант, служит в городе Владивостоке. Родился в многодетной семье, которая обосновалась в Приморской области по переселению из Черниговской губернии. Его отец, Тит Дмитриевич, в гражданскую войну был проводником у Сергея Лазо, штаб которого находился в селе Казанка. Он был участник тех событий, когда партизаны дали бой японцам в «Щеках», недалеко от Хмельницкого. Анатолий с 1 по 10 класс учился в 22-й школе, окончил Благовещенское общевойсковое командное училище, академию им. Фрунзе, академию Генерального штаба, служил на высоких должностях начальников штабов в армии Западного округа, в группе войск Германии, Чехословакии.
- Генерал Анатолий Овчинников - выпускник школы №22
Сегодня Анатолий Титович – постоянный представитель республики Бурятии во Владивостоке. В нашей беседе о родословной он рассказал мне, что его далекий прадед получил графское звание за «Крымскую кампанию».
На углу улицы Горняцкой поселка Углекаменск стоит дом, на который нельзя не обратить внимание. Это отчий дом семьи Овчинниковых, добрые традиции которых продолжает этот волевой и мужественный человек – генерал Анатолий Титович Овчинников!
В декабре 2003 года школа отметила 50-летие. Эхом, из глубины ушедших десятилетий мы слышим голоса тех, кого нет с нами: Федора Ивановича Расторгуева, Марии Ивановны и Николая Григорьевича Руденко и Людмилы Сабадаш, к сожалению, ушедшей из жизни в молодом возрасте. Выпускник школы Юрий Орленко – полковник милиции, заместитель командующего войсками МВД в Чечне, погиб в январе 2003 года.