В 1972-73 годах я, молодой выпускник учебного заведения, в роли судового механика оказался на зверобойной шхуне сахалинского управления. Суденышко было построено в 1953-55 годах в Финляндии, а вся флотилия состояла из двух десятков таких единиц. Одна из них, бывший "Кооператор", некоторое время украшала въезд в г.Находка, будучи установлена на вершине Американского перевала (сейчас, как водится, он называется Находкинским). Был там устроен ресторанчик, но в один "прекрасный "день достопримечательность сгорела.
Суда были собраны из толстенных деревянных брусьев и поначалу обшиты листами из чистой меди в подводной части. Конструкция и обводы корпуса позволяли избежать разрушения при сдавливании во льдах. Её просто выдавливало на лед при сжатии.Нзвания были - Нерпа, Сивуч, Акиба, Лахтак, Ларга, Крылатка, Морж,(это виды тюленей), Воямполка (сейчас лежит на мелководье в б.Витязь), остальные уже не припомню. Вот на "Нерпе"и "Ларге" я работал два сезона. О промысле морзверя не буду рассказывать, не всем интересно, жестокий промысел. Но тем не менее многие носили головные уборы и др.и модницы нахваливали, не задумываясь.
В результате одной вылазки промысловики добыли медведя, а как потом оказалось - медведицу. И попутно захватили две "варежки" - двух медвежат, не оставлять же на голодную погибель.Охотники, они такие...Гуманисты. Жалистные одним словом. Дело было на вольном побережии Охотского моря, между Магаданом и Аяном. Закон - тайга. Мясо пошло на еду, а медвежата прижились и стали просто эстрадными звездами через 2-3 месяца, когда сезон охоты на морзверя закончился и шхуны стали выполнять роль перевозчиков знаменитой ОХОТОМОРСКОЙ сельди от промысловых судов к плавбазам для последующей переработки. Селедку тогда ещё черпали кошельковим неводом - т.е. всю подряд, молодь и т.д.Зрители с огромных плавбаз и перегрузчиков забрасывали нашу палубу фруктами, сгущенкой, конфетами...Сгущенка однозначно шла на гонорар мишкам, никто не посягал на их привилегию.
- Такими медвежата попали к нам на борт