Николай » 19 авг 2010, 16:56
Ниже привожу выдержку из книги кандидата исторических наук Н.Г. Артемьевой, в которой говорится о концевых дисках.
Глава II. Жилые, хозяйственные и общественно-административные постройки
3. Общественно-административные здания
<…>
Верхняя черепица представляет собой желоба. Ее длина 30-32 см, ширина по хорде 13-18 см, толщина 1,5-2 см. Верхняя черепица, размещавшаяся на карнизе крыши, украшалась концевыми дисками.
Концевые диски имели диаметр 12-16 см, толщину 1,5-2 см. На них, как нам кажется, изображены зооморфные существа. Их можно разделить на два вида. Одни изображения имели выпуклые глаза, с чуть раскосыми веками, очень напоминающие кошачьи. Нос широкий, подтреугольной формы с ярко выраженными ноздрями. Рот почти не виден, сверху его прикрывают усы, переходящие в щеки, а снизу – подбородок, который многие исследователи принимали за язык (Шавкунов Э.В., 1960, с.84; Забелина Н.Н., 1960, с.214-215; Аргудяева Ю.В., 1964, с.106). Нам кажется, что неслучайно брови, лоб и также подбородок изображены в одной манере, т.е. ребристыми штрихами. Под усами видны клыки. Чуть выше глаз находились уши. В центре лба часто прослеживается выпуклость. Из клыков выходит овальная бороздка, проходящая через подбородок. Часто она интерпретируется как изображение раскрытого рта. Все изображение заключено в кайму из перлов, с обеих сторон обрамленных выпуклыми бортиками.
Второе изображение отличается от первого более сильной стилизацией (Шавкунов Э.В., 1966, с.291; 1960, с.186). Глаза показаны круглыми полусферами. Нос ровный, длинный, расходящийся в разные стороны двумя закругляющимися полосками. Рот – горизонтальная щель, оформленная выпуклыми губами. Щеки, подбородок, брови выполнены в такой же манере, как и в изображении первого вида – ребристый штрих. Изображение заключено в круговую бороздку.
Разбирая вопрос об истоках происхождения этих изображений, Н.Н. Забелина считает их антропоморфными, подчеркивая, что еще в танскую эпоху характерным является особая трактовка пасти, ноздрей и глаз у изображений драконов, львов и других животных, с приобретением ими антропоморфных черт (Забелина Н.Н., 1960, с.216). Нам кажется, что чжурчжэньские концевые диски очень напоминают изображения демонов-львов. Бесусловно, в их изображениях прослеживается и антропоморфность, тричем некоторые экземпляры изображений первого вида сделаны, очевидно, уже на плохом клише, со слабым воспроизводством некоторых деталей. Они воспринимаются не как повернутые в фас оскаленные физиономии, а как улыбающиеся и добродушные. Хотя их смысловая нагрузка заключалась в том, чтобы устрашать и отгонять злых духов.
Возможно, эти изображения следует связывать с индийскими Киртимукхами. Изображение страшной головы в разных вариациях встречается на памятниках Средней Азии в V-VIII вв. О происхождении Киртимукхи существует предание: "Повелитель демонов Джалландара посылает гонца Раху к великому богу Шиве с повелением не жениться на дочери Гималаев Партави. После исполнения Раху поручения, из бровей Шивы выскочило ужасное существо с львиной мордой, высунутым языком, горящими огнем глазами. Это ужасное существо накинулось на Раху, чтобы пожрать его. Раху попросил помощи у Шивы. Последний удержал существо, но оно стало жаловаться на ужасный голод. Тогда Шива приказал ему съесть мясо собственных рук и ног.
Существо послушалось, оставив нетронутым лицо. Шива назвал существо Киртимукха – "прославленный лик" и приказал оставаться всегда у входа в его храм. И все входящие в храм должны поклоняться Киртимукхе, иначе им не будет милости от Шивы. Изображения Киртимукхи стало нести охранительный и оберегающий смысл" (Мочадская Е.А., 1960, с.129).
Необходимо отметить еще одну интересную деталь на чжурчжэньских изображениях – круглый бугорок между бровями. Н.Н. Забелина объясняет его как изображение индийской урны, т.е. это своего рода дань буддизму (Забелина Н.Н., 1960, с.218).
Такие изображения на территории Приморья прослеживаются только на чжурчжэньских пямятниках. В ранний период концевые диски верхней черепицы чаще всего украшали цветочным орнаментом – разные варианты розеток в виде цветка лотоса (Шавкунов Э.В., 1968, с.89-91).
<…>
Источник: Артемьева Н.Г. Домостроительство чжурчжэней Приморья (XII-XIII вв.). Владивосток: Дальпресс, 1998. - 302 с. С. 55-56.